Диверсификация бизнеса — что это ?

диверсификация бизнеса

Диверсификация бизнеса — комплекс действий, направленных на уменьшение или полное исключение риска банкротства из-за высокой конкуренции или экономических проблема в стране. Если говорить просто, это распределение капитала в разные активы на случай убыточности одного или нескольких направлений. Ниже рассмотрим особенности процесса, виды и стратегии. Приведем плюсы и минусы, а также ошибки, которые допускают многие бизнесмены.

Цели и направления

Определение «диверсификация» имеет латинские корни и состоит из двух слов: «diversus» и «facere». Дословно они означают «разный» и «делать». Простыми словами, это стратегия, подразумевающая инвестирование в разные направления, отличающиеся продукцией, отраслями и типами предоставляемых услуг.

Основные цели:

  • сохранение и преумножение капитала;
  • повышенная устойчивость в период кризиса;
  • снижение риска банкротства;
  • повышение конкурентоспособности;
  • стабильность и повышение доверия со стороны партнеров.

Диверсификация бизнеса компаний условно бывает производственной и инвестиционной. В первом случае предприятие ориентируется на изготовление разных видов товаров и совершенствование материальной базы, а во втором — распределение капитала на покупку нескольких инструментов.

Как правило, компании предпочитают первый вариант, позволяющий обойтись без внешнего инвестирования. В таком случае предприятие старается развивать техническую базу, постоянно расширять список доступных товаров / услуг, чтобы всегда находиться на плаву. Результатом является эффективность бизнеса и способность оставаться на плаву даже в кризис.

Как это работает

В зависимости от выбранного направления диверсификации бизнеса предприятия применяют разные инструменты для достижения цели. При этом выполняются следующие действия:

  • поиск иных рынков продажи продукции;
  • увеличение ассортимента товаров;
  • распределение центров внимания;
  • освоение и внедрение других технологий;
  • ориентация на получение дополнительного дохода;
  • устранение рисков потенциального банкротства.

Простыми словами, происходит перераспределение возможностей в разные сферы. Во избежание рисков предприятие инвестирует не только в собственное развитие, но и в другие структуры. Как вариант, организация по изготовлению масел покупает акции нефтяной компании.

Виды

В определении дальнейших шагов руководитель сам определяет направление для дальнейшей диверсификации. Здесь у нее имеется пять вариантов, имеющих ряд особенностей.

Горизонтальная

Подразумевает создание и продажу иных видов товаров, которые можно реализовать уже действующим клиентам. В этом случае бизнес задействует уже имеющиеся технологии и ориентируется на уровень продаж. Как пример, компания по изготовлению масла расширяет ассортимент и добавляет в него маргарин или сыр. В таком случае при снижении спроса на один продукт можно продвигать второй.

Вертикальная

Для такой диверсификации бизнеса характерно дальнейшее развитие в производственной сфере. В таком случае удается снизить зависимость от посреднических организаций и избежать получения ими повышенного дохода. Этого легко реализовать, благодаря концентрации процессов в одном предприятии. К примеру, ранее компания продавала товар розничным покупателям, а теперь сама стала продавать продукцию в розницу и перешла на оптовые сделки.

Концентрическая (связанная)

Здесь подразумевается увеличение производственной лини, благодаря внедрению новых направлений или продукции. Такой вариант считается наиболее эффективным с позиции эффективного применения имеющихся технологий. Использование бизнесом такой диверсификации позволяет вытеснить конкурентов и сделать применение имеющихся ресурсов более эффективным. В основе процесса лежит появление иных товаров / услуг, облегчающих и улучшающих продажу. Такой вариант, как правило, подходит для небольших предприятий.

Конгломеративная (несвязанная)

Предусматривает бизнес-деятельность в разных направлениях, которые никак не связаны между собой. При этом удается привлечь интерес новой группы потребителей и тем самым получить дополнительные финансовые вливания. В дальнейшем можно продолжить развитие путем внедрения технологий и повышения качества выпускаемого товара.

Такой способ диверсификации актуален в ситуации, когда есть возможность применить знания / опыт, тем самым получив преимущество в новых сферах экономики. Многие выбирают такой вариант, чтобы уменьшить влияние сезонности на бизнес и тем самым выровнять поступление прибыли. Минус в том, что придется выделять средства в открытие новых секторов. Если неправильно построить процесс, это может привести к краху компании.

Международная

Такая диверсификация условно делится на две категории: связанная и несвязанная. Чаще всего ее выделяют в отдельную группу, ведь она имеет ключевое влияние на бизнес. Суть метода состоит в продвижении на рынки других стран. Такой шаг требует большого опыта сотрудников, продуманной и цельной политики руководства.

При планировании важно понимать особенности страны, принципы потребления, уровень конкуренции, а также другие характерные моменты. Правильное применение стратегии позволяет рассчитывать на существенный эффект, зависящий от масштабов деятельности. Далеко не все фирмы могут себе позволить выход на международный рынок.

Стратегии

Своевременно принимать решение по диверсификации бизнеса должен руководитель или специально нанятый сотрудник. На этом же этапе определяется стратегия, которая больше всего подходит для решения поставленной задачи. Для правильного решения важно определиться с источником финансирования, проанализировать рыночные возможности, выбрать подходящий способ и разработать мероприятия по контролю.

Рассмотрим основные стратегии диверсификации:

  1. Исключение. Прекращение деятельности предприятия, которое не соответствует целям бизнеса.
  2. Проникновение. Покупка фирмы, работающей в другой сфере. У нее уже имеется необходимое оборудование, налажено сотрудничество с поставщиками, что исключает трудности с дальнейшим внедрением на рынок.
  3. Ликвидация. Прекращение деятельности организации, которая показал убыток. Лучше сделать эту работу сразу, чем дожидаться банкротства.
  4. Реструктуризация. Изменение принципов работы предприятия, удаление старых и оформление новых фирм, концентрация на узкой сфере деятельности для вытеснения конкурентов.
  5. Сокращение. Исключение из процесса структур, которые мало влияют на доходность главной компании.
  6. Перестройка. Подразумевает пересмотр деятельности для повышения финансовой привлекательности организации. Стратегия применяется в случае, когда снижение прибыли является временным явлением.

В зависимости от ситуации допускается совмещение нескольких стратегий или создание своей.

Риски

При внедрении диверсификации бизнеса нужно быть осторожным и помнить, что при неправильном подходе она может нанести вред организации. К наиболее распространенным рискам можно отнести:

  • убытки, которые могут привести к приостановке деятельности;
  • изменение рыночной ситуации;
  • необходимость привлечения квалифицированного персонала;
  • потеря времени;
  • расходы на покупку оборудования и другое.

Во избежание убытков важно внимательно подойти к процессу и подготовиться к нему. Необходимо собрать больше данных, провести расчеты и исследование рынка. Итоговые цифры должны показывать, что диверсификация даст ожидаемые результаты. Только в этом случае можно избежать банкротства и выйти на новый уровень.

Ключевым риском в вопросе диверсификации бизнеса считается переоценка / недооценка собственной или покупаемой организации. Ошибочное слияние / поглощение может привести к серьезным расходам и принести еще больше вреда.

Плюсы и минусы

Несмотря на видимые сложности и риски, многие компании используют инструмент для достижения успеха, борьбы с конкурентами и выхода на новую ступень развития.

К основным плюсам стоит отнести:

  • грамотное перераспределение ресурсов;
  • увеличение рынков для сбыта товаров / услуг;
  • уменьшение рисков банкротства предприятия;
  • обучение и повышение уровня работников;
  • задействование всех мощностей предприятия;
  • удерживание на плаву в течение длительного периода;
  • получение дополнительного дохода;
  • расширение ассортимента товаров / услуг;
  • использование лишних ресурсов.

Диверсификация бизнеса имеет и ряд минусов, о которых необходимо помнить при реализации замыслов. К основным можно отнести:

  • необходимость финансовых запасов для реализации замыслов;
  • расходы на обучение работников, которые зачастую не имеют необходимых навыков / опыта для решения задачи;
  • задержи по времени для получения ожидаемого результата.

При рассмотрении недостатков нельзя забывать и о рисках, которые упоминались выше.

Правила и ошибки

Распределяя «яйца в разные корзины», многие руководители забывают о еще одном важном правиле — контроле эффективности вложений. Нельзя допустить, чтобы новое направление или вновь купленная организация стала балластом, способным привести к банкротствтву.

Перед выполнением тех или иных шагов необходимо сделать следующее:

  1. Проведите аудит бизнеса и определитесь с возможностью расширения.
  2. Отыщите оптимальные направления для вложений или развития.
  3. Проведите расчеты и оцените перспективы.
  4. Примите окончательное решение.

Спешка может привести к ошибкам. К основным относится ошибочная оценка расходов на открытие / продвижение бизнеса, ожидание большей прибыли или не желание учитывать риски.

Заключение

В вопросе диверсификации бизнеса важно с умом подойти к распределению денег. Важно учесть не только потенциальную прибыль от внедренной стратегии, но и расходы, а также способность компании выдержать дополнительные убытки. В идеале необходимо создать бизнес план, учесть отраслевые особенности, рентабельность, зарплату и другие моменты. Только при комплексном решении можно принять правильно решение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: